Конструкция шины
Пневматическая шина это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением. Для всех конструкций шина представляет собой торообразную оболочку вращения, состоящую из силовой основы каркаса и системы покровных резиновых деталей, которые защищают каркас от внешних воздействий.
Конструктивные элементы и основные параметры шин.
Рисунок 1 Конструктивные элементы и основные параметры шин:
- каркас;
- брекер;
- протектор;
- боковина;
- борт;
- бортовое кольцо;
- наполнительный шнур;
D наружный диаметр шины;
H высота профиля шины;
B ширина профиля шины;
d посадочный диаметр обода колеса (шины).
Каркас является силовым элементом конструкции и представляет собой один или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных на бортовых кольцах. Корд ткань, состоящая из металлических или нейлоновых нитей, расположенных параллельно друг другу.
Брекер часть покрышки, состоящая из слоев корда или резины и расположенная между каркасом и протектором.
Протектор наружная массивная резиновая часть покрышки, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление колеса с дорогой и предохраняющая брекер и каркас от повреждений.
Боковина боковая часть покрышки, расположенная между плечевой зоной покрышки и бортом.
Борт жесткая часть покрышки, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
Бортовое кольцо проволочное кольцо, являющееся жесткой основой борта покрышки.
Наполнительный шнур круглый или профилированный шнур из резины, расположенный на бортовом кольце покрышки.
Наружный диаметр шины(D) диаметр окружности накачанной пневматической шины в сечении центральной (продольной) плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта шины с опорной поверхностью.
Посадочный диаметр шины(d) диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.
Высота профиля шины(H) половина разницы между наружным диаметром и посадочным диаметром шины.
Ширина профиля шины(B) линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины, исключая выступы, образованные надписями, обозначениями маркировки, декоративными украшениями, швами, защитными поясками и т. д.
Отношение высоты профиля к ширине профиля (отношение Н/В, выраженное в %) характеризует серию шин по профилю поперечного сечения.
В зависимости от расположения слоев и нитей кордной ткани, покрышки делятся на диагональные и радиальные (Рисунок 2). Подавляющее большинство современных шин радиальные.
Рисунок 2 Конструкция диагональной (а) и радиальной (б) шины:
- борта;
- бортовое кольцо;
- каркас;
- брекер;
- боковая стенка;
- протектор.
В диагональных шинах нити корда смежных слоев каркаса и брекера перекрещиваются друг с другом под углом
В зависимости от типа герметизации различают камерные и бескамерные шины. Камерная шина состоит из покрышки и камеры (Рисунок 3). Бескамерная шина это усовершенствованная покрышка, которая выполняет одновременно функции покрышки и камеры (Рисунок 4).
Рисунок 3 Камерная шина:
|
Рисунок 4 Бескамерная шина:
|
Ездовая камера торообразная полая герметичная оболочка с вентилем, служащая для удержания накачанного в нее под давлением газа или воздуха.
Герметизирующий слой каркаса слой газонепроницаемой резины, расположенный на первом слое каркаса покрышки бескамерной шины.
Вентиль ездовой камеры или бескамерной шины обратно-перепускной газовоздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска газа или воздуха и обеспечения давления накачки шины.
По назначению шины подразделяются:
- Для легковых автомобилей и прицепов к ним.
- Для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
По форме профиля поперечного сечения шины производят:
- Обычного профиля.
- Низкопрофильные.
- Сверхнизкопрофильные.
В зависимости от назначения и условий эксплуатации, шины подразделяют на:
- Шины с дорожным рисунком протектора (шоссейные).
- Шины с универсальным рисунком протектора (вседорожные).
- Шины с рисунком протектора повышенной проходимости (внедорожные).
- Шины с зимним рисунком протектора (нешипуемые, шипуемые)
Основные типы рисунков протектора: симметричный, ассиметричный, направленный.