Трудности в создании сверх высокоскоростных шин
Интервью с Перси Лемейром, руководителем проекта разработки шин компании Goodyer
В Европе продолжается увеличение продаж скоростных автомобилей, и, соответственно, сегмент сверхвысокоскоростных шин остается наиболее быстро растущим в шинной отрасли. По мере того, как автомобили – даже из категории семейных седанов – становятся больше, тяжелее и быстрее, значительным спросом начинают пользоваться шины, предназначенные для мощных машин больших размеров. Впечатляющий вес и мощность автомобилей, а также то, что большинство из них представляют собой компактные внедорожники с расположенным гораздо выше обычного центром тяжести, задает непростые требования для подходящих к ним шин.
Перси Лемейр, инженер по разработке шин и руководитель направления разработки сверхвысокоскоростных шин Goodyear в Кольмар-Берге, Люксембург, знает, каким обширным набором разнообразных характеристик должны обладать сверхвысокоскоростные шины Goodyear до того, как поступают в промышленное производство. Главная и единственная задача его команды состоит в создании новых возможностей шинных технологией, позволяющих производить такие качественные сверхвысокоскоростные шины, как новые Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2, которые обеспечивают наилучшие возможные показатели управляемости, сцепления и торможения (ключевые характеристики для любых шин) на самых разных дорожных покрытиях и погодных условиях.
Однако что именно означает понятие сверхвысокоскоростных шин, и для кого они предназначены? Перси Лемейр рассказывает о том, что включает в себя создание шин, подобных Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2, и почему это важно.
В чем основные различия между сверхвысокоскоростными и стандартными шинами?
Перси Лемейр: Мы создаем шины для самых разных автомобилей и целей использования – от шин, которые мы называем стандартными и которые подходят для небольших городских автомобилей, до высокоскоростных и даже сверхвысокоскоростных шин для более тяжелых и мощных машин. Кроме того, в наличии есть шины для специальных погодных условий или специального использования – например, зимние и летние шины или шины для автомобилей повышенной проходимости.
Две противоположности – сверхвысокоскоростные и стандартные шины – имеют ряд ключевых отличий. Так, при разработке стандартных шин мы целенаправленно создаем продукцию, оптимальную по соотношению цены и качества и обеспечивающую комфортную езду, тогда как в работе над сверхвысокоскоростными шинами основной акцент делается на обеспечении максимальных параметров безопасности и управляемости автомобиля в самых разнообразных дорожных условиях и на повышенных скоростях. Поэтому такие шины отличаются от обычных по целому набору параметров: составу протектора, структуре шины, а также часто размеру шины.
Например, состав протектора, используемый в сверхвысокоскоростных шинах типа Eagle F1 Asymmetric 2, во многом схож по своим характеристикам с протектором гоночных шин: в него может входить большее количество силики и специальных каучуков для сцепления, которые не встречаются в составе протектора стандартных шин.
Для Eagle F1 Asymmetric 2 мы также разработали новую более жесткую конструкцию с пересекающейся структурой слоев каркаса. Обычно нити корда в шинах расположены под углом 90 градусов, тогда как в Eagle F1 Asymmetric 2 этот угол меньше , что обеспечивает повышенную жесткость на кручение и точность при управлении, маневрировании и торможении на сухих дорожных покрытиях.
Для кого предназначены сверхвысокоскоростные шины?
Перси Лемейр: На мой взгляд, у сверхвысокоскоростных шин существует две основные группы потребителей: во-первых, это владельцы мощных автомобилей, которым требуется оптимальная управляемость как на сухом, так и на мокром покрытии. Такие автолюбители стремятся обеспечить автомобилю максимальное сцепление с дорогой, для чего им необходимы скоростные шины для вождения на повышенных скоростях.
Во-вторых, сверхвысокоскоростные шины представляют особенный интерес для водителей мощных тяжелых автомобилей, а также бизнес седанов, поскольку им бывает необходимо принять решение на дороге за какую-нибудь секунду. Для них безопасность на первом месте и требуются шины с самым высоким уровнем безопасности независимо от условий дороги и погоды.
Новые сверхвысокоскоростные шины Eagle F1 Asymmetric от Goodyear были созданы специально для обеспечения оптимальных параметров безопасности, таких как укороченный тормозной путь на сухом и мокром дорожном покрытии. Другой ключевой характеристикой новой шины является улучшенная управляемость и на сухих, и на мокрых дорогах.
Какие наиболее значимые передовые технологии использовались в производстве Eagle F1 Asymmetric 2?
Перси Лемейр: Технология активного торможения ActiveBraking Technology, благодаря которой протекторные блоки расширяются при повышенной нагрузке, вызываемой торможением, что, в свою очередь, приводит к увеличению площади соприкосновения шины и поверхности. Тогда как обычные блоки протектора не изменяются при торможении, в данном случае увеличенная площадь соприкосновения также улучшает сцепление с дорогой, сокращая тормозной путь Eagle F1 Asymmetric 2.
Где компания Goodyear создает сверхвысокоскоростные шины?
Перси Лемейр: В случае Eagle F1 Asymmetric 2 разработка происходила одновременно во всех трех Инновационных центрах Goodyear: в Люксембурге, Германии и США. Ведущими разработчиками были наша команда в Люксембурге, однако мы во многом опирались на работу наших коллег в Ханау, Германия, и Акроне, США. Их специализация и знание местного рынка помогли нам создать продукт, отвечающий требованиям различных рынков. Команда Goodyear в Германии обладает большим опытом создания спортивных шин, поэтому с их помощью мы смогли посмотреть на будущие Eagle F1 Asymmetric 2 с «гоночной» точки зрения. От коллег из США мы узнали о конкретных требованиях к шинам в Северной Америке и Азии, в том числе требования комфортного вождения, пробега и уровня шума, которые мы учли в разработке шин.
Насколько большой была команда, работавшая над проектом? Какая профессиональная специализация необходима для создания сверхвысокоскоростных шин?
Перси Лемейр: В нашу команду входило более 50 инженеров, каждый из которых специализируется на конкретной области и профессиональных навыках. Среди членов команды – инженеры, ответственные за проектирование и создание концепта шины, который был воплощен с помощью компьютерного моделирования, специалисты по рисунку, материалу и составу протектора, а также команда, ответственная непосредственно за конструирование шины. Кроме того, у нас есть специалисты, ответственные за доработку «бета-версии» шин для того, чтобы они были готовы к промышленному производству. Разработка такой шины, как Eagle F1 Asymmetric 2, требует до трех лет кропотливой работы. Перед тем, как переходить на следующий этап разработки, новый продукт должен пройти множество испытаний, тестов и проверок на соответствие критическим параметрам.
Отличаются ли тесты сверхвысокоскоростных шин от стандартных шин?
Перси Лемейр: Все шины, независимо от того, зимние они или летние, стандартные или сверхвысокоскоростные, проходят определенный набор испытаний: торможение на сухой и мокрой дороге и управляемость на разных дорожных покрытиях – на сухом и мокром для летних шин и на снегу и льде для зимних шин. Это только некоторые из проводимых испытаний.
Разница в тестировании сверхвысокоскоростных шин заключается в типе поверхности, полигоне и автомобиле, использующихся для испытаний. Такие шины практически всегда испытываются на гоночных треках или трассах, созданных специально для сверхвысокоскоростных шин. Там шины полностью демонстрируют все свои возможности – как в плане максимальной скорости, которую они могут достичь на конкретной трассе, так и в плане боковых перегрузок, создающихся в отдельных поворотах. Испытывая шины на управляемость в крутых поворотах и самых разнообразных конфигурациях трассы, каждая их которых представляет свою собственную сложность, мы выжимаем из шин максимум.
Шины Eagle F1 Asymmetric 2 испытывались на полигонах компании Goodyear во Франции и Люксембурге, которые были созданы для испытания специализированных шин и позволяют оценить их обширные возможности маневрирования. Мы также использовали трек Нардо в Италии, где испытывали износостойкость шин на высоких скоростях.
Помимо этого, новые шины Eagle F1 Asymmetric 2 тестировались в Испании, Северной Америке и, возможно, на одной из наиболее требовательных к шинам трассе в мире – Северной петли Нюрбургринга в Германии. 73 поворота, уклон 18 градусов и перепад высот 290 метров – Северная петля без сомнения является самой сложной трассой в мире. 20,83 км горных дорог и долин с разным типом асфальта, помогли нам испытать новые шины в реальных дорожных условиях.
Можно ли создать экологически безопасные сверхвысокоскоростные шины?
Перси Лемейр: Конечно. В том, чтобы добиться, с одной стороны, наилучших показателей вождения и безопасности и, с другой, снизить воздействие на окружающую среду, есть свои сложности. Перед нами стояла непростая задача: увеличить сцепление с дорогой и одновременно уменьшить сопротивление качению. Eagle F1 Asymmetric 2 создана на основе энергосберегающей технологии FuelSaving Technology от Goodyear. Благодаря этому в шине используется меньше материалов, что снижает нагрев шины и, соответственно, сопротивление качению. Оптимизированный контур и жесткость протектора также помогают более равномерно распределить давление, что приводит к увеличению пробега Наряду с улучшенным составом протектора и инновационной конструкцией шины, это позволяет нам получить хорошую управляемость и показатели торможения и вместе с тем демонстрировать один из лучших уровней сопротивления качению в данном сегменте.